Великолепная природа Адыгеи+
море новых знаний+
увлекательный досуг+
лучшие преподаватели России
=
Летняя
математическая
школа
в Республике Адыгея
|
Программа спецкурсов
Темы спецкурсов, требования к слушателям,
содержание программ и некоторые задачи
Лектор: Шаповалов
Александр Васильевич
Тема спецкурса: Разрезания клетчатых досок и геометрических фигур
Требования
к слушателям: знание геометрии в
объеме 7 класса
Содержание
курса:
- Разрезания
по клеткам.
- Можно
или нельзя?
- Принцип
Дирихле.
- Узкие
места и их подсчёт.
- Соответствие.
- Чередование
и двудольные графы.
- Как
доказать невозможность разрезания? Инвариант.
- Перекройка
фигур. Теорема Бояйи-Гервина.
- Счет
углов и формула Эйлера.
- Разрезания
и рациональные числа.
Примеры задач
- Какое
наибольшее число пятиклеточных прямоугольников можно вырезать из шахматной
доски?
- Из
шахматной доски вырезаны две клетки разного цвета. Докажите, что оставшуюся
часть можно разрезать на двуклеточные
прямоугольники.
- Из
шахматной доски вырезана одна клетка (любая). Всегда ли можно оставшуюся часть
разрезать на трехклеточные уголки?
- Можно
ли клетчатую доску 10×10 разрезать на прямугольники 1×4?
- Можно
ли какой-нибудь квадрат разрезать на равные треугольники и сложить из них два
меньших не равных квадрата?
- Из
шахматной доски вырезана одна угловая клетка. На какое наибольшее число
равновеликих треугольников можно разрезать оставшуюся часть доски?
- Из
копий прямоугольника A можно сложить прямоугольник B. Докажите, что из копий
прямоугольника B можно сложить прямоугольник, подобный прямоугольнику A.
- Можно
ли разрезать квадрат на треугольники так, чтобы каждый треугольник имел отрезок
границы (ненулевой длины) ровно с четырьмя другими треугольниками?
Лектор: Волченков
Сергей Геннадьевич
Тема спецкурса: Графы. Алгоритмы.
Требования
к слушателям: начальные знания не
требуются
Содержание курса:
- Графовые
модели ситуаций, помогающие исследовать задачу.
- Графы.
Определения. Примеры.
- Избранные
свойства графов.
- Обходы
графов. Пути. Циклы. Деревья.
- Эйлеровы
обходы. Алгоритм Флёри.
- Плоские
графы.
- Турниры.
- Избранные
алгоритмы на графах.
- Алгоритмы
с неполной или отсутствующей обратной связью («слепые» алгоритмы).
Примеры задач
- Обойти
Кёнигсбергские мосты.
- Расставить
различные натуральные числа, не превышающие N, в таблице 3×3 чтобы в соседних
клетках одно число делилось на другое при наименьшем возможном N.
- На
шахматной доске стоит несколько ладей. Описать алгоритм их правильной окраски в
наименьшее количество цветов.
- Составить
расписание туров однокругового футбольного турнира для N команд.
- Вдоль
дороги стоят несколько столбов, окрашенных каждый в один из трёх цветов.
Начальная окраска неизвестна. Разрешается называть пару номеров столбов, и
маляр красит эти столбы по следующему правилу: если столбы окрашены в разные
цвета, он перекрашивает их в третий цвет, иначе он ничего не делает. Можно ли
все столбы окрасить одинаково? Обратной связи с маляром нет.
Лектор: Емельянов
Лев Александрович
Тема спецкурса: Отрезки касательных
Требования
к слушателям: знание геометрии в
объеме 7 класса
Содержание курса:
- Неравенство
треугольника.
- Параметризация
треугольника.
- Вписанная,
описанная, вневписанные окружности треугольника.
- Описанные
четырёхугольники.
- Касательные
к сфере. Полувписанная сфера тетраэдра.
- Точка
Содди треугольника.
Примеры задач
- Даны
5 отрезков, из которых можно составить пятиугольник. Таких пятиугольников
бесконечно много (если существует хотя бы один). Существует ли среди них
описанный пятиугольник?
- Тот
же вопрос для шестиугольника.
- Можно
ли сформулировать критерий существования вписанной окружности многоугольника?
Есть ли принципиальная разница между чётно- и нечётноугольниками?
Лектор: Кузнецов
Дмитрий Юрьевич
Тема спецкурса: Комбинаторные задачи экстремального типа
Требования
к слушателям: начальные знания не
требуются
Содержание курса:
- Задачи
типа «Оценка+пример».
- Построение
оптимальных конструкций с помощью метода «пропеллера».
- Методы
доказательства оценки: разбиение на
части, метод узелков, метод стенок, метод перегородок, метод «якорей».
- Метод
раскраски (шахматная, полосатая, диагональная и другие). Связь раскраски с
координатами.
- Метод
уточнения оценки через построение примера.
- Таблица-доска
- двудольный граф. Минимальная
связность. Деревья.
- Кодирование
при доказательстве оценки.
Примеры задач
- Какое
наибольшее количество не бьющих друг друга ладей (королей, слонов, коней,
ферзей) можно разместить на шахматной доске?
- Какое
наибольшее количество ладей (королей, слонов, коней, ферзей) можно разместить
на шахматной доске так, чтобы каждая фигура била ровно 1 (ровно 2, не более 1,
не более 2 и т.д.) других фигур?
- Какое
наибольшее количество несоприкасающихся между собой кораблей 1×1 (1×2, 1×3, 1×4) можно разместить на поле 10×10?
- Какое
наибольшее количество прямоугольников 1×4 можно вырезать по линиям сетки из квадрата 10×10?
- На
шахматную доску 8х8 положили 8 доминошек
так, что каждая покрывает ровно две соседние клетки. Доказать, что на доске
найдется квадрат, состоящий из четырех клеток, ни одна из которых не накрыта
доминошкой.
- Имеется
множество билетов с номерами от 1 до 30 (номера могут повторяться). Каждый из
учеников вытянул один билет (учеников не обязательно 30). Учитель может произвести
следующую операцию: прочитать список из нескольких (возможно одного) номеров и
попросить их владельцев поднять руки. Какое минимальное число раз ему надо
проделать такую операцию, чтобы узнать номер билета у каждого ученика?
Лектор: Агаханов
Сергей Назарович
Тема спецкурса: Теория чисел. Делимость.
Требования
к слушателям: начальные знания не
требуются
Содержание курса:
- Признаки
делимости. Разложение
числа на простые множители
- Комбинаторные
задачи на делимость
- Разбиение
числа на цифры
- Деление
с остатком.
- Сравнение
по модулю. Свойства сравнений.
- НОД
и НОК, алгоритм Евклида.
Примеры задач
- Какое
наибольшее число можно составить из цифр 1, 2, ... 9, используя каждую не более
одного раза так, чтобы это число делилось на каждую свою цифру?
- Произведением
каких четырех последовательных натуральных чисел является число 3024?
- Докажите,
что если в трехзначном числе две последние цифры одинаковы и сумма его цифр
делится на 7, то и само число делится на 7.
- Докажите,
что сумма двух последовательных четных натуральных чисел не может быть
квадратом натурального числа.
- Между
городами A и B проложена железная дорога длиной 2011 км. На первом километровом столбе
написали 1 и 2010, на втором – 2 и 2009, на третьем – 3 и 2008 и т.д. Докажите,
что числа на каждом столбе взаимно простые.
|